Что такое перепродажа (перебронирование) рейса и почему так бывает?
Абсолютно все авиакомпании в период повышенного спроса продают на рейс больше билетов, чем может физически вместить в себя самолет. Данная практика, коммерчески абсолютно оправдана - ведь не все пассажиры явятся на рейс - кто-то решит не лететь, кто-то опоздает или заболеет. Такая ситуация называется перебронированием ( перепродажей ). Количественное выражение "лишних билетов", которое можно позволить продать, высчитывается авиакомпанией исходя из статистического анализа на данном направлении. Не исключены случаи когда перед вылетом авиакомпании выгодней продать дорогой билет "нуждающемуся" пассажиру, выплатив компенсацию другому пассажиру за перепродажу (это если по-хорошему) или просто пересадив его на следующий рейс. Также перебронирование может возникнуть в результате замены воздушного судна на рейсе (из-за поломки, коммерческих и др. причин) на менее вместительное.
Что делать если Вам отказывают в посадке на рейс по причине перебронирования последнего?
К сожалению, достаточно часто авиакомпании используют нечестные способы для отказа в перевозке "лишним" пассажирам:
- придирки к оформлению билета, заявления, что Ваше бронирование почему-то не действительно, не отражено в базе и т.п.;
- придирки к визовым тонкостям, необоснованные требования к документам (ваучеры, подтверждение от отеля, которые на данном направлении не являются обязательными);
- несвоевременная регистрация (как правило, регистрация начинается на международные рейсы: за 2,5 - 2 часа до времени вылета, указанного в билете, на внутренние рейсы - за 1,5 часа, заканчивается регистрация: за 40 мин до вылета на международных, за 40 мин на внутренних рейсах.);
- надуманные проволочки с багажом и т.п.
Все это крайне неприятно, поэтому самое разумное - приходить на регистрацию (если рейс перебронирован) в первых рядах, регистрироваться на сайте авиакомпании заранее (в случае наличия такой функции у Вашего перевозчика - онлайн регистрация начинается за 48 - 24 часа до вылета).
Официально же в случае перепродажи (перебронирования), авиакомпания должна:
- предложить остаться (до следующего рейса) добровольцам за вознаграждение (компенсацию), которое зависит от дальности перевозки, в которой пассажиру отказывают, сверх вознаграждения возместить пассажиру все затраты связанные с проживанием (гостиница, питание, телефонные разговоры и т.д.);
- если же добровольцев не оказалось, то в первую очередь авиакомпания должна предоставить места пассажирам, которым необходимо отдать предпочтение, таким как дети без сопровождения взрослых и пассажиры с ограничениями по здоровью;
- если на рейсе есть свободные места в более дорогих классах обслуживания (бизнес и первый класс), то авиакомпания обязана "посадить" лишних пассажиров в эти классы независимо от типа тарифа, оплаченного последними;
- если все-таки всех пассажиров "рассадить" не удается, то авиакомпания должна по выбору пассажира отправить его в пункт назначения на другом своем рейсе или рейсом другого перевозчика.
Пострадавший пассажир имеет право на материальную компенсацию. Для европейских авиакомпаний она выглядят следующим образом:
- расстояние перелета не превышает 1,5 тыс. км - выплачивается 250 евро (125 евро, если Вас доставят в точку прибытия, задержав время прибытия по билету не более чем на 2 часа);
- при перелете от 1,5 тыс. до 3,5 тыс. км компенсация вырастает до 400 евро (200 евро, если Вас доставят в точку назначения, задержав время прибытия по билету не более чем на 3 часа);
- на перелетах свыше 3,5 тыс. км она достигает 600 евро (300 евро, если Вас доставят в точку назначения альтернативными рейсами, задержав время прибытия по билету не более чем на 4 часа).
В случае если Вам отказали в перевозке из-за перепродажи и Вы захотите вернуть билет - Вы также имеете на это полное право, при этом возврат классифицируется как "вынужденный" и производится без каких либо удержаний и штрафов. Но за деньгами Вас отправят в авиакассу, где Вы эти билеты приобретали, поэтому не забудьте поставить на распечатке маршрутной квитанции электронного авиабилета отметку у представителя авиакомпании о причине отказа в перевозке - это ускорит работу Вашего авиакассира в деле проведения возврата авиабилета.
Любые другие действия авиакомпании являются предметом судебного разбирательства, поэтому ВСЕГДА требуйте письменного обоснования отказа в перевозке! Будьте настойчивы и решительны - по сути перепродажа (перебронирование) - отказ перевозчика выполнять, оплаченную Вами услугу.